Ученые пытаются объяснить, когда люди впервые достигли Америки

Люди впервые прибыли в Северную Америку по крайней мере 15 500 лет назад. Однако вопрос о том, как именно они туда попали, является одним из самых давних споров в археологии.

В течение десятилетий ученые предполагали, что люди впервые прибыли в Америку, идя на юг от ныне затопленного сухопутного моста через Берингов пролив, который когда-то соединял Россию с Аляской, когда уровень моря был ниже во время последнего ледникового периода. Но недавние данные свидетельствуют о том, что эти люди не были первыми, кто ступил на континент.

Согласно господствующей в настоящее время «теории прибрежных маршрутов», это отличие принадлежит людям, которые несколько тысячелетий назад плыли вдоль побережья Тихого океана. Исследование 2023 года, например, обнаружило, что прибрежные условия были благоприятными в течение двух временных окон: от 24 500 до 22 000 лет назад и от 16 400 до 14 800 лет назад. И хотя наука далека от окончательного решения, свидетельства все чаще указывают на то, что первые американцы прибыли по морю или по суше вдоль побережья.

Еще 20 лет назад лучшие доступные археологические свидетельства предположил, что люди впервые прибыли в Северную Америку около 13 000 лет назад. Возвышение народа Кловис, чьи останки возрастом 13 400 лет были обнаружены в Кловисе, штат Нью-Мексико, в начале 1900-х годов, идеально совпало с образованием свободного ото льда коридора вдоль Скалистых гор.

Ученые предположили, что эти люди пересекли Берингов мост на территорию нынешней Аляски, а затем повернули на юг и направились в Нью-Мексико по этому удобному коридору. Это остается преобладающей теорией относительно того, как люди Хлодвига добрались до Америки. «Очень вероятно, что люди действительно прибывали из северо-восточной Азии через свободный ото льда коридор, как только этот маршрут был открыт и жизнеспособным», — пояснили ученые.

Но недавние раскопки позволяют предположить, что и Хлодвиги не были первыми американцами. Статья 2011 года в журнале Science представила доказательства инструментов, созданных людьми в Техасе до 15 500 лет назад, а статья 2021 года в Science описала 23000-летние следы в Нью-Мексико. (Однако дата следа оспаривается исследованием 2022 года, опубликованным в журнале Quaternary Research, который утверждает, что семена растений, которые первоначальная команда использовала для радиоуглеродного датирования слоя следа, не дают полноценную информацию)

Эти «дохлодвиговцы» должны были мигрировать в Америку задолго до того, как открылся свободный ото льда коридор. «Самый ранний внутренний коридор был открыт 14 300 лет назад. Невозможно, чтобы люди в Техасе и Айдахо 16 000 лет назад и во Флориде 14 600 лет назад проходили через коридор. Должно быть, они пришли другим путем», - считают исследователи.

Как люди до Хлодвига попали в Америку, не имея внутреннего коридора, который вел бы их на юг от Берингова пролива, остается открытым вопросом. «С преодолением барьера Хлодвига в 1990-х годах мы знаем, что люди были в Америке по крайней мере 14 000 лет назад, но когда люди впервые прибыли и по какому маршруту или маршрутам, остается неизвестным. Сейчас на эту тему ведутся оживленные дебаты, но суть в том, что никто точно не знает», - пояснили ученые.

Преобладающая сейчас теория состоит в том, что люди до Хлодвига прибыли на плавсредствах и их путь почти наверняка пролегал вдоль побережья. Это могли быть опытные морские охотники-собиратели, которые отправились бы на юг от Берингова сухопутного моста и остановились бы на рыбе и дичи, когда они путешествовали вдоль побережья Тихого океана. Но когда-то пути этих бесстрашных мореплавателей разошлись. Некоторые люди до Хлодвига следовали за реками вглубь суши, в то время как другие продолжали путь на юг до Чили.

Недавняя работа геологов подтвердила теорию о том, что люди Хлодвига прибыли по внутреннему коридору, в то время как люди до Хлодвига шли прибрежным путем. Датировка бериллием-10 ледниковых валунов вдоль свободного ото льда коридора предполагает, что коридор открылся около 13 800 лет назад. Есть предположения, что вдоль тихоокеанского побережья Аляски и Британской Колумбии 16 000 лет назад должна была существовать полоса незамерзшей земли — лучшее место для прибрежного коридора.

По мере расцвета области древней генетики многочисленные исследования предоставили дополнительные доказательства того, что первые американцы прибыли между 15 000 и 17 000 лет назад.

«Отрадно видеть, что археологические и генетические данные сходятся, чтобы рассказать одну и ту же историю. Наконец, мы гораздо лучше понимаем хронологию открытия двух коридоров, и теперь доказательства подтверждают прибрежный маршрут миграции», - отметили ученые.

Тем не менее вещественных доказательств обоих коридоров по-прежнему нет. Потребуется значительная археологическая, генетическая и геологическая работа, прежде чем будет возможно твердо указать на жизнь и времена первых американцев и начать с уверенностью описывать, как они прибыли в Америку.