Войти

Пабло Пикассо. Бухгалтерия успеха

Мне нравится жить бедно... но с кучей денег в кармане

Пабло Пикассо

В середине 1900-х годов посетители парижского Лувра могли встретить невысокого смуглого молодого человека. Гладкие черные волосы, расчесанные на прямой пробор. Слегка оттопыренные уши. Темные и очень живые, подвижные глаза. Юноша пытливо изучал произведения великих мастеров и … И в холодное время банально грелся. Денег у него не было, в общежитии Бато-Лавуар на Монмартре, где он нашел приют, жильцов бил озноб, а в теплый музей можно было свободно пройти и согреться.

У обладателя темных глаз и черных волос было роскошное испанское имя. Очень длинное. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.

Пабло Пикассо.

Кроме имени из почти двух десятков слов у 25-летнего Пабло не было ничего. Кроме таланта. И амбиций. Он верил в себя. Твердо и непреклонно. Всегда.
Верил в свой успех.
Позже он скажет: «Начинающего художника понимают лишь несколько человек. Знаменитого — еще меньше».

Предлагаемая статья — скромная попытка небольшого анализа бухгалтерии успеха великого андалузца, уроженца Малаги.

Производительность

Пикассо, родившись в 1881, прожил полных 91 год. Длинная и яркая жизнь большого художника. Первые значительные работы Мастера относят к 1896 году, когда Пабло было всего 15.

По оценке Музея современного искусства в Нью-Йорке, Пикассо создал 20 000 работ. И это за 76 лет творчества, включая самые-самые юные годы. В среднем — 263 предмета искусства в год. Картины, графика, скульптура, керамика. Для того, чтобы выйти на такие показатели, художник должен был «выдавать» три объекта за четыре календарных дня. Подряд, в будни, выходные и в праздники. И так на протяжении ¾ столетия. Цифры завораживают и потрясают.

Сам Пабло так говорил о своей работоспособности: «Я отдыхаю, когда работаю, и устаю, когда бездельничаю или принимаю гостей».

Признание

Пикассо никогда не хотел быть непризнанным гением. О нет. Одним из главных и четких мерил арт-достижений для него был коммерческий успех. Деньги. По Пикассо: «Художник — это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник — это человек, который продает то, что пишет».

Итогом его творческого и «каторжного» труда стал титул самого дорогого художника ХХ века. Оставленное им наследство официально оценивалось в $260 млн. И это в ценах начала 1970-х, при том, что сумма сознательно занижалась (налоги, знаете ли) и без учета недвижимости.

Признание пришло довольно рано и насладиться им он смог совсем еще не старым человеком. К 30-35 годам Пабло Пикассо известен и знаменит. Его картины успешно продаются. В мастерской толпятся артдилеры. И уже Мастер выбирает, что и кому продать. Всю оставшуюся жизнь Пикассо не испытывает материальных затруднений, успешно конвертируя талант в наличные деньги. Именно в наличку. По воспоминаниям современников, Пабло не очень доверял банкам и предпочитал наличные банкноты.

Рекорды

К началу 2000-х объемы продаж произведений Пикассо на открытых и закрытых аукционах вышли на уровень сотен миллионов долларов.

Вниманию читателя предлагается краткий обзор первой пятерки самых дорогих картин живописца, исходя из стоимости их реализации. Нижний предел цены - $95 млн.

Пятое место - «Дора Маар с кошкой», $95,2 млн, аукцион «Сотбис», Нью-Йорк, май 2006

Произведение создавалось в период нацистской оккупации Парижа. Изображена фотограф Дора Маар, делавшая снимки различных этапов создания «Герники» Пикассо.

Четвертое место - «Мальчик с трубкой», $104,2 млн, аукцион «Сотбис», Нью-Йорк, май 2004

Одна из известнейших работ художника. Принадлежит розовому периоду его творчества. Мастеру — 24 года. Первая в мире картина, «пробившая» на торгах круглую психологическую планку в 100 млн долларов.

Написана в бытность Пабло постояльцем монмартского Бато-Лавуар. Пикассо уже вхож в круг «крутой» парижской богемы тех лет — Модильяни, Матисс, Аполлинер, Жорж Брак и Гертруда Стайн. С другой стороны, он еще дружит с проститутками, бродячими артистами и музыкантами, курильщиками опиума и просто с нищими. На полотне - «маленький Луи», уличный мальчуган, приятель художника.

«Мальчик с трубкой» Пикассо — один из классических примеров удачнейших арт-инвестиций. Рост цены за 54 года (1950-2004 гг.) — почти в 3500 раз.

До современного владельца, выложившего в мае 2004 г. 104,168 млн долларов, и пожелавшего остаться (как это часто бывает) неизвестным, картина побывала в частной коллекции Дж. Х. Уитни (с 1950 г.), позже — в фонде Greentree Foundation.

Третье место - «Обнаженная, зеленые листья и бюст», $106,5 млн, аукцион «Кристис», Нью-Йорк, май 2010

Пабло Пикассо. «Обнаженная, зеленые листья и бюст», 1932, холст, масло. Частная коллекция, экспонируется в Тейт гэлери, Лондон

Картина, поставившая очередной рекорд аукционных торгов после «Мальчика с трубкой». Первые восемь минут аукциона в мае 2010 г. подымают стоимость «Обнаженной...» до $80 млн. Далее, борьбу продолжают пять претендентов. Победитель выкладывает за холст 106 с половиной миллионов. Кто он? Есть разные версии. По одной из них — Роман Абрамович.

Предыдущие собственники — нью-йоркский арт-дилер Поль Розенберг (с 1936 г.) и американский девелопер Сидни Ф. Броуди (с 1951 г.). Последний приобретает картину за 19 тыс. долларов. На аукцион «Обнаженная...» попадает после смерти Броуди. За 59 лет она подорожала в 5600 раз.

Интересно отметить, что на ее написание художник потратил ровно один день. Всего один. 8 марта 1932 года. Место - замок Буажелу в Нормандии, приобретенный Пикассо в 1930-ом. На картине - «зашифрованная» юная натурщица-любовница Пабло Мари-Терез Вальтер.

Второе место - «Сон», $155 млн, частная продажа, 2013

Та же муза и натурщица — Мари-Терез Вальтер, то же место создания — нормандский замок Буажелу, тот же год 1932-ой, и тот же интервал времени, в течение которого шедевр был написан — 1 день.

В 1997 г. картина продается на аукционе «Кристис» за $48,4 млн. Покупатель — некий владелец казино. Человек с очень плохим зрением. В 2006 году интерес к полотну проявляет известный американский коллекционер Стивен Коэн. На предпродажных переговорах собственник игорного бизнеса поднимает цену до $139 млн и так энергично жестикулирует при этом, что задевает холст и прорывает его локтем. Естественно, торги приостановлены, картина отправляется на реставрацию, а незадачливый продавец называет свой поступок «самым неуклюжим и глупым жестом в мире».

Через семь лет С. Коэн возобновляет сделку. Частным порядком (по другим сведениям, на том же «Кристис»), он платит за «Сон» уже $155 млн. Подъем за 16 лет в 3,2 раза (220%). Абсолютный рекорд арт-рынка на 2013 год.

Несколько слов о Мари-Терез Вальтер. Она их заслуживает, как модель для двух картин общей стоимостью в четверть миллиарда долларов. Женщины играли в жизни художника огромную роль. Еще одна из его цитат: «Жизнь продлевают только работа и женщины».

«Сон», «Обнаженная, зеленые листья и бюст» и десятки других работ с Мари-Терез представляют период «большой эротики» Пикассо. Мастер еще официально женат на бывшей русской балерине Ольге Хохловой. В 1921 г. у них родился сын Пауло (Пабло). Но... Но в начале 1930-х Мастер безумно влюблен в Мари-Терез. В 1932-ом ей всего 22, ему уже 50. Неплохая разница. С Пикассо она уже 5 лет. В замок позировать художнику она тайно приезжает на велосипеде. В 1935-ом появляется «неживописный» плод их любви — дочь. Девочку назовут Майя. Долгие годы Пабло будет поддерживать Мари-Терез и Майю. Мари-Терез не смогла долго жить без Пикассо и добровольно ушла из жизни спустя четыре года после его смерти.

Первое место - «Алжирские женщины, версия О (15)», $179,365 млн, аукцион «Кристис», Нью-Йорк, 11 мая 2015

Абсолютный мировой рекорд открытых (аукционных) арт-торгов на сегодняшний день. Дороже картины продавались только закрытым (частным) образом. Но точные сведения о таких сделках строго конфиденциальны и ограничены для широкой публики. Есть информация, что самой дорогой картиной на частных торгах стала «Когда свадьба?» 1892 г. Поля Гогена. Сделка прошла в том же 2015 году.

«Алжирские женщины» - не отдельная картина, а целая серия. Создана в Пикассо в парижской мастерской на улице Великих Августинцев зимой 1954-55 гг. Всего 15 объектов, обозначенный в алфавитном порядке — от А до О. Основная модель — Жаклин Рок. Серия появилась на свет, как дань увлечения Пабло творчеством Эжена Делакруа.

Первая экспозиция «Женщин» прошла в галерее Lousie Leiris. Достоянием широкой общественности серия была очень недолго. В 1956 г. весь комплект за $212 тыс. покупает известный коллекционер предметов искусства Виктор Ганц. В последующие годы отдельные полотна уходят в музейные и частные коллекции.

10 ноября 1997 года проходит первый знаменитый аукцион «Кристис» по реализации четырех вариаций «Алжирских женщин», включая итоговую и самую знаменитую версию «О». Цена ее продажи составила почти $32 млн.

11 мая 2015 года — следующий «Кристис». На сей раз «Женщины» находят своего нового владельца за 179 млн 365 тыс. долларов. Им становится энергичный арабский мужчина по имени Хамад бен Джасим бен Джабер Аль Тани, бывший премьер-министр Катара.

Что дальше? Мировые шедевры понемногу утекают в частные коллекции и становятся малодоступны. Благо, Пикассо создал так много, что ознакомиться с его творчеством можно в десятках экспозиций по всему миру. В Барселоне и Париже открыты именные музеи Пикассо. В России это — Петербургский Эрмитаж и Музей имени Пушкина в Москве.

Скромный юный посетитель Лувра 1904-05 годов, заходивший туда, в том числе, и погреться покорил-таки мир. The Times в 2009-ом задал 1,4 млн читателей вопрос: «Кто, по Вашему мнению, лучший художник, из живших в последние 100 лет?» Ответ — Пикассо.

Одна из героинь голливудского фильма «Прожить жизнь с Пикассо» (1996) сказала: «После Пикассо только Бог». Она имела в виду судьбы женщин, имевших отношение к Пабло Пикассо. Но, в известной мере, это высказывание можно отнести и к другим аспектам жизни и творчества Мастера.

Мне нравится
100