Войти

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

Иногда происходит так, что хороший человек вдруг начинает совершать ужасные вещи.

Психолог Тревис Брэдберри (Travis Bradberry) и автор книги "Эмоциональный интеллект" выделяет 14 вещей, которые заставляют хороших людей делать что-то не совсем хорошее.

Чаще всего виноваты некоторые психологические факторы, окружение и обстоятельства.

Доктор Муэль Каптейн (Muel Kaptein), профессор психологии в школе менеджмента города Роттердам, десятилетиями изучал плохое поведение и сопутствующие ему причины. Именно его перу принадлежит ряд книг по практической психологии.

Недавно опубликованное им исследование проливает свет на то, что именно побуждает хороших людей совершать плохие поступки.

Вот 14 из наиболее убедительных выводов доктора Каптейнао том, как разум обманывает хороших людей, заставляя их потерять моральные ориентиры и сбиться с правильного пути.

1. Эффект компенсации

Эффект компенсации в психологии указывает на тенденцию людей полагать, что они накапливают так называемый "моральный капитал".

Мы совершаем добрые дела, чтобы уравновесить ими плохие, или, наоборот, мы даем себе отдохнуть от добра, совершая что-то нехорошее. Это как кусок шоколада после недели строгой диеты на воде и салатах.

Подобное мышление делает людей более склонными совершать плохие поступки под видом "я хороший человек" или "это всего лишь один плохой поступок".

Прекрасным примером эффекта компенсации является исследование, в котором люди больше лгали и обманывали после того, как принимали решение покупать продукты, которые были бы полезны для окружающей среды.

2. Сила названия

Как корабль назовешь, так он и поплывет.

То, как вы называете что-то, очень важно, поскольку оно может искажать чувство реальности людей.

Если компания занимается махинациями (например, мошенничеством в бухгалтерии), прикрываясь, при этом так называемым "финансовым инжинирингом", сотрудники фирмы с меньшей вероятностью будут воспринимать свое неэтичное поведение как что-то плохое.

Томас Уотсон, основатель IBM, прославился тем, что сказал: "Ведение бизнеса - это игра, величайшая игра в мире, если вы знаете, как в нее играть".

Нет ничего проще, чем называть бизнес игрой. Это снизит вероятность того, что действия человека будут иметь серьезные, реальные последствия.

3. Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс - это дискомфорт, который люди испытывают, когда придерживаются двух противоречивых мнений, или же их поведение не соответствует их убеждениям.

Это одна из сильнейших психологических сил, управляющих поведением человека. Когда люди, которые считают себя хорошими, совершают плохие вещи, когнитивный диссонанс заставляет их игнорировать это поведение, потому что они не терпят несоответствие между своим поведением и своими убеждениями.

4. Теория разбитых окон

Как следует из "теории разбитых окон", хаос и беспорядок в организации заставляют людей верить в то, что они работают на неэффективную власть.

Поэтому они более склонны к неэтичному поведению, которое соответствует этому воспринимаемому хаосу.

Пример тому - мэр Нью-Йорка Руди Джулиани. Он снизил уровень преступности в городе в 1980-х годах, подавив мелкие преступления. Живя в городе, который был менее пронизан преступностью, жители Нью-Йорка поверили в тех, кто управлял их городом, что замедлило темпы крупных преступлений.

5. Туннельное видение

Конечно же, нет ничего плохого в том, чтобы ставить цель, идти к ней и достигать её во что бы то ни стало.

Однако цель становится реальной проблемой только тогда, когда люди на ней сосредоточены так сильно, что начинают забывать о других важных вещах, таких, например, как сострадание, честность и этика.

6. Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона говорит о склонности людей вести себя так, как к ним относятся другие.

Например, если к сотрудникам компании относятся как к честным членам команды, они, скорее всего, будут вести себя соответственно.

С другой стороны, если к ним относятся с подозрением, они с большей вероятностью будут действовать таким образом, чтобы оправдать это восприятие.

7. Давление, чтобы соответствовать стандартам

Давление, заставляющее человека соответствовать каким-то стандартам, является очень сильной вещью.

Когда группа людей склонна к неэтичному поведению, индивидуум (один человек) с большей вероятностью будет участвовать в этом поведении, потворствовать происходящему, а не рисковать и вступать в конфронтацию с остальными.

8. Послушание власти

Подчиняться власти –это естественно для нашего общества.

Большинству людей довольно трудно игнорировать пожелания тех, кто занимает руководящие должности. Кроме того, люди чувствуют меньше ответственности за правонарушения, если они действуют под руководством кого-то и следуют указаниям сверху.

Обе эти причины объясняют, почему сотрудники компании, скорее всего, будут исполнять не самые чистые пожелания своих руководителей и чувствовать гораздо меньшую степень вины, чем если бы они решились сделать это сами.

9. Дух соперничества

Мы живем в обществе, где, к сожалению или к счастью, бывает только один победитель: один человек выигрывает приз, кто-то один получает хорошую должность.

Но действительно ли эта конкуренция дает хорошие результаты? Когда дело доходит до этического поведения, ответ будет - нет.

Когда на кону стоит ценный приз, и в конечном итоге будет только один победитель, люди начинают юлить, изворачиваться, чаще обманывать. Это и понятно: ведь им не хочется проигрывать.

10. Теория социальных связей

Сотрудники организаций склонны быть лояльными к своим компаниям, если они чувствуют себя уникальными, ценными и важными.

Чем больше они чувствуют, что их недооценивают, тем больше вероятность того, что они совершат что-то плохое. Так, например, нарушения среди сотрудников корпораций, как правило, фиксируется со стороны тех, кто чем-то недоволен.

11. Ослепляющий эффект власти

Не секрет, что люди, находящиеся у власти, как правило, считают себя выше других. Им кажется, что они отличаются от тех, кто ниже их по положению.

Это может привести к тому, что они установят для своих сотрудников определенные границы, более строгие, чем те, которые они установили для самих себя.

12. Демонстративное потребление

Когда, например, в коллективе кому-то начинает "светить" премия или большое вознаграждение, это способствует развитию неэтичного поведения среди потенциальных претендентов на материальные блага.

Яркие проявления богатства ведут к росту эгоизма.

Сотрудники либо стремятся к этому вознаграждению, либо у них развивается зависть к своим коллегам, которые добиваются успеха.

Это приводит к тому, что люди ставят собственные потребности превыше правильных поступков.

13. Принятие мелкого воровства

У воровства нет понятия крупное или мелкое. Воровство –это всегда воровство.

Кто-то может подумать, что брать некоторые вещи с работы, например, записные книжки, ручки или компьютерную бумагу, это нормально, и воровством не считается.

Но когда мелкие кражи игнорируются или же поощряются руководством, у тех, кто их совершает, ставки повышаются. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Вероятность того, что они станут воровать в более крупных масштабах, увеличивается.

14. Теория реактивности

Люди любят свободу.

Если они чувствуют, что наложенные на них правила слишком строги и ограничивают их свободу, то часто нарушают эти правила - и даже идут дальше против системы, начиная совершать плохие поступки.

Помните о том, что запретный плод сладок. Чем больше будет существовать запретов, тем больший соблазн возникает их нарушать.

И, наконец, последнее, что нужно понять каждому: всё в наших силах и в силах нашей силы воли. Несмотря на то, что существуют условия, которые зачастую толкают даже самого положительного персонажа совершать не самые хорошие вещи, нарушать правила или нет, зависит исключительно от нас самих.

Мне нравится
25