Войти

Кора Антарова. Певица, актриса, писатель

«Помни, что радость — непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят все, за что бы ты ни взялся. Знание растет не от твоих побед над другими, побед, тебя возвышающих. Но от мудрости, спокойствия и радости, которые ты добыл в себе тогда, когда этого никто не видал. Побеждай любя — и ты победишь все. Ищи радостно — и все ответит тебе. Жизнь, вся жизнь Вселенной, всегда утверждение. Строить можно, только утверждая».

Кора Евгеньевна была выдающейся певицей. Но случилось так, что при прекрасном состоянии голоса ей пришлось уйти со сцены. Не сохранились (за одним исключением) и записи ее голоса на пластинках – вероятно, тоже не случайно.
Конкордия (настоящее имя Кора) Евгеньевна Антарова родилась 25 апреля 1886 в Варшаве в семье мелкого служащего департамента народного просвещения. В одиннадцать лет она потеряла отца и жила с матерью на небольшую пенсию и даваемых матерью уроков иностранных языков. Мама Коры была двоюродной сестрой народовольца Аркадия Тыркова, сосланного в Сибирь по делу Перовской, а Софья Перовская приходилась ей двоюродной бабушкой.

В четырнадцать лет, в шестом классе гимназии, Кора остается круглой сиротой. Но она не бросила учиться, а закончила гимназию, самостоятельно зарабатывая уроками. Можно только представить себе, как трудно было юной девушке, оставшейся без всякой поддержки и средств к существованию, пробиваться в жизни. И в какой-то момент Кора решает уйти в монастырь.
Многому она научилась там. Пение в церковном хоре помогло развитию ее природного таланта. Но уже тогда ее голос выделялся из хора – Антарову приходили слушать специально. Видимо, она чувствовала, что путь отхода от реальной жизни не для нее. Это подтвердила встреча с Иоанном Кронштадским, который сказал молодой девушке, что ей суждено трудиться в миру.

Кора Антарова решает ехать в столицу учиться. Подруги по гимназии собрали ей сто рублей, и Кора поехала в Петербург. Выдержав большой конкурс, она поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов, который окончила в 1904 году. Все студенческие годы Антаровой пришлось зарабатывать на жизнь уроками, ночными дежурствами в редакциях, уходом за больными и тому подобным. Казалось, теперь основные трудности позади, ведь ей предлагают остаться при курсах на кафедре философии, есть и другие отличные предложения, обеспечивающие благополучное существование.

Она стала учиться у известного профессора Прянишникова и прошла пробу в Мариинский театр. Из 160 прослушанных певцов в театр была принята одна Антарова. И это не случайно – у Коры был редкий голос, контральто – низкий по диапазону и весьма своеобразный по звучанию, «виолончельного» тембра.
С 1907 года началась артистическая карьера Коры Антаровой в Мариинском театре. Через год ее пригласили в Москву. Ей сразу же поручают весь ответственный репертуар для контральто. Несмотря на многочисленность труппы Большого театра, во многих спектаклях замены не было. Событием стало ее выступление в роли графини в опере «Пиковая дама» – она была признана лучшей в артистическом и вокальном отношении исполнительницей этой роли. Антарова выступала в симфонических концертах, давала сольные концерты камерной музыки с обширной и оригинальной программой, где пела песни и романсы западных композиторов в своих переводах. Кора Антарова была хорошо знакома с Шаляпиным, Рахманиновым и другими выдающимися деятелями русской культуры.

Мы можем только догадываться, насколько важную роль в её жизни сыграла встреча со Станиславским: в течение нескольких лет он преподавал актёрское мастерство в музыкальной студии Большого театра, ни на минуту не забывая о главной своей цели – расширять сознание учеников, пробуждая в них духовность. Прямое свидетельство тому – книга «Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918–1922 гг. Записаны заслуженной артисткой РСФСР К.Е. Антаровой». Конечно, когда молодая ученица гениального режиссёра от раза к разу кропотливо и благоговейно вела стенографическую запись занятий, подготовив потом на их основе книгу, впервые увидевшую свет в 1939 г. и выдержавшую несколько изданий, у Антаровой не было ещё никаких артистических званий. Но она обладала истинной культурой духа, сердце имела чистое и вдохновенное, благодаря чему только и могла стать учеником в подлинном смысле слова.

После ухода со сцены в 1932 году она занималась педагогической деятельностью.
Кора Антарова умерла 6 февраля 1959 года в Москве.

Кора Антарова - автор романа «Две жизни», написанного ей в 40-х годах ХХ века. Роман увидел свет в 1993. Книга долгое время распространялась по Москве самиздатом. После смерти Антаровой рукопись хранилась у Елены Тер-Арутюновой, считающей её своей духовной наставницей. Хранительница рукописи никогда не теряла надежды увидеть роман опубликованным, а до той поры знакомила с ним всех, кого находила возможным. И потому можно сказать, что этим романом зачитывалось уже не одно поколение читателей.

Главный герой, Лёвушка, вспоминает далёкую юность и пережитые захватывающие приключения. По ходу романа Лёвушка встречает великих Учителей, чьи души завершили свою духовную эволюцию на Земле, но остались здесь, чтобы помогать людям в их духовном восхождении. Говорят, что Конкордия Антарова умела общаться с душами умерших, и текст книги писала не сама, а под диктовку уже умершего Льва Толстого. Не знаю, правда ли это, но, читая книгу, я всё больше проникался мыслью, что читаю именно Толстого, настолько впечатляют живые красочные персонажи, изящный стиль изложения и масштаб произведения - размах истинно толстовский, сравнимый с "Войной и миром".

Мне нравится
46