Астрономы впервые выявили источник космических радиовсплесков

Ученые впервые смогли отследить источник взрыва радиоволн (так называемого быстрого радиовсплеска). Исследования показали, что он исходит от магнетара – нейтронной звезды с мощным силовым полем, сообщает Nature.

Быстрые радиовсплески, или FRB – невероятно мощные вспышки радиоволн, которые в основном приходят из далеких галактик. Впервые их зафиксировали в 2007 году.

В течение всего этого времени источник всплесков оставался неизвестным. В лучшем случае астрономам удавалось отследить их до «родной» галактики.

В апреле 2020 астрономы впервые обнаружили всплеск, исходящий из нашей собственной галактики, и смогли тщательно изучить его. Они определили область, откуда он исходил, и установили, что источником является магнетар SGR 1935+2154. Он расположен на расстоянии 30 тысяч световых лет от нас. Близость этого взрыва сделала его чрезвычайно ярким для земных наблюдателей.

Энергия взрыва была в три раза больше той, что Солнце выделяет каждую секунду, но меньше, чем в случае других радиовсплесков. Ученые заключили, что SGR 1935+2154 – «старый» магнетар, а другие волны могли исходить от молодых и активных звезд.

Астрономы также отметили, что не все радиоволны в космосе исходят от магнетаров. Существуют различные типы всплесков, одни случаются лишь единожды, другие повторяются несколько раз. Дальнейшие исследования могут помочь лучше понять природу этого явления.