Ученые рассказали, сколько в мире муравьев

Согласно последним научным оценкам, в настоящее время на планете Земля насчитывается около 20 квадриллионов муравьев. Именно эта цифра содержится в исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Авторы работы пришли к такому выводу, обобщив данные почти 500 исследований разнообразия насекомых, охватывающих все континенты, основные биомы и среды обитания.

Число, полученное в исследовании, в два раза превышает очень грубый расчет, опубликованный в 1994 году. Это первая научная попытка оценить численность муравьев путем экстраполяции данных о насекомых из юго-восточной Англии и применения их к остальному миру.

Около 20 квадриллионов — это 20 миллионов миллиардов — муравьев весят около 12 мегатонн. Основываясь на количестве муравьев, исследователи выяснили, что их общая глобальная биомасса составляет до 12 мегатонн сухого углерода, что составляет всего 20 процентов от общей биомассы человечества.

Однако если бы муравьи объединились с другими наземными насекомыми, то они легко раздавили бы вес всех людей. Исследование 2023 года показало, что общий свежий вес всех наземных насекомых и членистоногих (не считая водных видов) составляет около 1 миллиарда тонн. Для сравнения, общий вес людей составляет около 400 миллионов тонн, а домашнего скота — около 600 миллионов тонн.

Науке известно более 15 700 названных видов и подвидов муравьев. Однако считается, что истинное количество видов может быть вдвое больше.

Муравьев можно найти на всех континентах Земли, кроме Антарктиды, хотя в Исландии, Гренландии, некоторых частях восточной Полинезии и на нескольких самых отдаленных островах нет местных видов.

Подсчитано, что почти две трети видов муравьев обитают всего в двух типах экосистем: тропических лесах и саваннах. Учитывая отсутствие данных о популяциях муравьев из некоторых частей Азии и Африки, в знаниях о разнообразии муравьев, вероятно, есть зияющие пробелы.

Согласно исследованию 2006 года, муравьи появились между 140 и 168 миллионами лет назад. Это было в юрский период (от 199,6 до 145,5 миллионов лет назад), характеризующийся теплым и пышным влажным климатом, который привел к обилию жизни, в первую очередь к множеству динозавров.

Считается, что муравьи эволюционировали в это время, так как это был также период, когда появились цветущие растения, обеспечивающие мелких насекомых пищей, которая позволяла им процветать и разнообразиться.