Веселая музыка может помочь избавиться от укачивания
Учёные, изучающие способы облегчения симптомов укачивания, обнаружили, что прослушивание разной музыки может способствовать более эффективному восстановлению.
Используя специально откалиброванный симулятор вождения, они вызывали у участников укачивание, а затем включали разную музыку, пока те пытались восстановиться. Наилучший эффект восстановления давала мягкая и радостная музыка, в то время как грустная музыка была менее эффективна, чем полное бездействие. Новое исследование было опубликовано в журнале Frontiers in Human Neuroscience.
«Укачивание значительно ухудшает качество путешествий для многих людей, а существующие фармакологические методы лечения часто имеют побочные эффекты, такие как сонливость», — пояснил Цицзун Юэ из Юго-Западного университета (Китай). «Музыка представляет собой неинвазивную, недорогую и персонализированную стратегию лечения».
Для тех, кого укачивает в машине, нет ничего хуже — и напряжение в ожидании возможного укачивания может спровоцировать физическую реакцию, ускоряя наступление тошноты. Поскольку музыка может снимать напряжение, Юэ и его команда задались вопросом, может ли она помочь тем, кого укачивает.
Исследователи начали с разработки модели, вызывающей укачивание. Они отобрали 40 участников для тестирования маршрутов на симуляторе вождения и выбора наилучшего маршрута, вызывающего укачивание. Затем они проверили группу участников на предрасположенность к укачиванию в прошлом и отобрали 30 человек, которые сообщили об умеренной степени укачивания в прошлом.
Участники были одеты в электроэнцефалографические (ЭЭГ) шапочки, чтобы попытаться выявить количественные сигналы укачивания в мозговой активности. Они были разделены на шесть групп: четыре получали музыкальное вмешательство, одна не получала музыку, и ещё одна, чьи симуляторы останавливали, когда участники начинали сообщать о лёгком укачивании.
Сначала участники несколько минут неподвижно сидели в симуляторе, чтобы зафиксировать базовые сигналы ЭЭГ мозга. Затем они выполняли задание по вождению и сообщали учёным о степени укачивания. После остановки движения участникам музыкальных групп в течение 60 секунд включали музыку, а затем просили оценить степень своего самочувствия.
Учёные обнаружили, что радостная музыка сильнее всего облегчает укачивание, снижая его на 57,3%, а лёгкая музыка занимает второе место – 56,7%. Страстная музыка снижает укачивание на 48,3%, в то время как прослушивание грустной музыки оказалось немного менее эффективным, чем бездействие. Контрольная группа сообщила об уменьшении симптомов укачивания на 43,3% после отдыха, в то время как участники, слушавшие грустную музыку, сообщили об уменьшении лишь на 40%.
Между тем, данные ЭЭГ показали, что активность затылочной доли мозга участников изменялась, когда они сообщали о тошноте в автомобиле. Когда участники говорили, что чувствуют себя очень плохо, ЭЭГ регистрировала менее сложную активность в этой области мозга.
Чем лучше участники чувствовали себя, восстанавливаясь, тем больше активность, измеренная на ЭЭГ, возвращалась к норме. Возможно, тихая музыка расслабляет людей, снимая напряжение, которое усугубляет укачивание, в то время как радостная музыка может отвлекать, активируя системы вознаграждения мозга. Грустная музыка может оказывать противоположный эффект, усиливая негативные эмоции и общий дискомфорт.
Однако учёные отметили, что для подтверждения этих результатов необходимы дополнительные исследования. «Основным ограничением данного исследования является относительно небольшой размер выборки», — пояснил Юэ. «Это ограничение приводит к ограниченной статистической мощности».
Для подтверждения того, что паттерны ЭЭГ являются количественным индикатором укачивания, а также для более глубокого понимания влияния музыки на укачивание, потребуются дополнительные исследования с более широкими выборками. Исследователи также призывают к проведению исследований в реальных условиях, которые могут влиять на мозг иначе, чем условия, имитируемые на дорогах. Они планируют продолжить эти эксперименты изучением различных форм укачивания и роли личных музыкальных предпочтений.