Астрономы открыли звезду-алмаз неподалеку от Солнечной системы

Ученые из Университета Южного Квинсленда в Австралии описали звезду – белого карлика, которая постепенно превращается в алмаз. Она расположена на расстоянии 32 парсеков (104,3 световых года) от Солнечной системы.

Белые карлики – «мертвые» звезды, утратившие свою внешнюю оболочку. Наблюдения показали, что по мере остывания они постепенно затвердевают и кристаллизуются.

В ходе нового исследования астрономы обнаружили белого карлика, состоящего в основном из углерода и кислорода. Согласно измерениям температуры и массы, ее центр превращается в огромный «космический алмаз».

Звезды-белые карлики являются очень тусклыми, но все еще излучают небольшое количество тепла. Со временем они должны эволюционировать в черные карликовые звезды – холодные комки кристаллизованного углерода. Но это очень медленный процесс. Считается, что он занимает около квадриллиона лет. Во Вселенной, чей возраст насчитывает 13,8 млрд лет, пока нет таких объектов.

Но ученые могут определить признаки кристаллизации, начинающейся в ядрах близлежащих белых карликов. При этом атомы углерода и кислорода внутри звезд перестают свободно перемещаться и образуют связи, выстраиваясь в кристаллическую решетку. Во время этого процесса выделяется энергия, которая рассеивается в виде тепла. В результате охлаждение белых карликов замедляется, и это мешает ученым правильно определить ее возраст.

Новое исследование было проведено на основании данных телескопа Gaia. Ученые обнаружили звезду-алмаз HD 190412 C, которая оказалась частью системы из четырех светил и в которой происходил процесс кристаллизации. Возраст системы оценили примерно в 7,3 миллиарда лет, возраст самого белого карлика – в 4,2 миллиарда лет, сообщает Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.